- Սեփական ստեղծած ուսումնական նյութերից ընտրել տասը հատ և հղումները ուղարկել
- Գրել հոդված «Դպիրի» համար՝ «Մաթեմատիկայի դասավանդման իմ փորձից» կամ մոտ
վերնագրով
- Թարգմանել ստորև բերված տեքստը
ГЛАВА
7
Первым
наивным впечатлением, производимым явлениями природы и материей, является
впечатление чего-то непрерывного, континуального. Если мы имеем перед собою
кусок металла или некоторый объем жидкости, то нам навязывается представление
о том, что они неограниченно делимы, что сколь угодно малый кусок их опять-таки
обладает теми же свойствами.
Давид Гильберт
В математике все пути ведут в Грецию.
Здесь я собираюсь рассказать об эволюции понятия бесконечно малых
величин. Место, где эта концепция окончательно сложилась, — Западная Европа и
время — семнадцатое и восемнадцатое столетия, но когда я пытаюсь проследить
зарождение этой идеи, я вижу другое место и другое время. Итак, мы снова
возвращаемся в древнюю Грецию, в незабвенные дни Платона.
Проблема бесконечности, как и близко связанный с ней вопрос об
иррациональности, выросла на греческой почве. Там же произошел и первый кризис,
которых в ее истории было множество. Кризис случился во времена Платона, но не
Платон был его инициатором. Также и другие ортодоксальные философы Греции никак
не затрагивали этот вопрос. Кризис был вызван школой мыслителей, которых
ведущие философы того времени презрительно называли софистами.
По-другому их также называли элеатами; так ортодоксальные философы
заклеймили этих малопонятных людей, подразумевая, может быть, что их учения
были так же нелепы и ничтожны, как родина их основных представителей,
Парменида и Зенона. Элея была бедной греческой колонией на юге Италии, по словам
Диогена Лаэртского, «город скромный и умеющий лишь воспитывать доблестных
мужей». Хотя сегодня, оглядываясь назад, мы можем сказать, что Элею прославили
в веках только лишь софисты.
«Аргументы Зенона из Элеи, - по словам Бертрана Рассела, - в той или
иной форме затрагивают основания почти всех теорий пространства, времени и
бесконечности, предлагавшихся с его времени до наших дней». Сегодня мы не
знаем, были представ представлены эти
«Аргументы» в процессе дискуссий или появились в виде отдельной книги. Возможно
и так и так. Из диалога Платона «Парменид», одного из немногих имеющихся
источников по этому неясному предмету, мы узнаем о визите в Афины Зенона вместе
со своим учителем Парменидом. Там есть указание на их предыдущий визит, во
время которого, оказывается, Зенон и представил свои «Аргументы». И когда его
вновь о них спрашивают, Зенон отвечает:
«Поддерживая рассуждение моего учителя [под влиянием страсти к
спорам], я в молодости и написал это сочинение, но, когда оно было написано,
кто-то его у меня украл, так что мне не пришлось решать вопрос, следует ли его
выпускать в свет или нет. [Таким образом, от тебя ускользнуло, Сократ,] что
сочинение это подсказано юношеской любовью к спорам, а вовсе не честолюбием
пожилого человека».
Как бы то ни было, мы знаем «Аргументы» только от Аристотеля. Смог
философ из Стагира устоять перед искушением и не исказить аргументы своего
умершего оппонента?
Интерпретация этих аргументов на современном языке достаточно сложна.
Не из-за недостатка переводов - как раз наоборот; перед нами возникает embarras
du choix —
проблема выбора. Существует пара десятков переводов и сотни пересказов. А что
касается интерпретаций, то никакой темный отрывок Священного Писания не
удостаивался большего внимания. Каждая из интерпретаций отражает любимую теорию
автора, и теорий почти так же много, как и авторов. Вот четыре аргумента
Зенона, которые Аристотель приводит в своей «Физике»:
«Первое [рассуждение] — о несуществовании движения на том основании,
что перемещающееся тело должно дойти до половины прежде, чем до конца».
«Второе [рассуждение] — так называемый «Ахиллес»: оно состоит в том,
что самое медленное [существо] никогда не сможет быть настигнуто в беге самым быстрым,
ибо преследующему необходимо прежде прийти в место, откуда уже двинулось
убегающее, так что более медленное всегда должно будет на какое-то
[расстояние] опережать [преследующего]».
«Если
всегда всякое [тело] покоится, когда оно находится в равном [себе месте], а
перемещающееся [тело] в момент “теперь” всегда [находится в равном себе месте],
то летящая стрела неподвижна».
«Четвертое [рассуждение] относится к равным предметам, движущимся по
ристалищу с противоположных сторон мимо равных [неподвижных] предметов: одни
[движутся] с конца ристалища, другие от середины, имея равную
скорость, откуда, по его мнению, получается, что половина времени равна ее
двойному количеству». V
(Обычно это интерпретируют следующим образом: Речь идет о двух равных
по дайне колоннах людей, движущихся параллельно с равной скоростью в
противоположных направлениях. Зенон утверждает, что время, за которое колонны
пройдут друг мимо друга, составляет половину времени, нужного одному человеку,
чтобы пройти мимо всей колонны. - Прим. пер.)
Те, кто склонен к метафизике, видят в «Аргументах» опровержение
возможности движения. (Движенья нет, сказал мудрец бра- датый, Другой смолчал и
стал пред ним ходить, Сильнее он не мог бы возразить... А.С. Пушкин. — Прим. пер.) Другие, как историк Таннери, говорят, что
Зенон не имел такого намерения. Напротив, он воспользовался неоспоримой
реальностью движения, чтобы указать на вопиющие противоречия, присущие нашим
представлениям о пространстве, времени и непрерывности. Близок к этой мысли и
Анри Бергсон, который считает, что «противоречия, на которые указывает школа
элеатов, касаются не столько самого движения как такового, как того
искусственного преобразования движения, которое совершает наш разум».
С этой
точки зрения, ценность «Аргументов» заключается именно в том, что они
убедительно показывают положение, которое занимает математика в общей
структуре человеческих знаний. «Аргументы» демонстрируют, что пространство,
время и движение, воспринимаемые нашими органами чувств (или, в современном
понимании, научными инструментами, расширяющими и дополняющими наши чувства),
не полностью аналогичны математическим понятиям с теми же названиями. Вопросы,
которые ставит Зенон, не встревожат математика, так как они не указывают на
логическое противоречие, но лишь на полнейшую двусмысленность языка. Математик
может избавиться от этих неоднозначностей, допуская, что мир символов, в
котором он творит, не идентичен миру его чувств.
Таким образом, предполагаемые свойства прямой возникают по произволу
геометра. Он сознательно не принимает во внимание толщину и ширину,
сознательно полагает, что общая точка двух прямых, точка их пересечения, не
имеет никаких размеров. Желая применить законы арифметики к этим Геометрическим
сущностям, он, как мы увидим, допускает обоснованность бесконечных процессов,
среди которых бесконечная делимость отрезка, дихотомия, только один частный случай. Классическая геометрия
является логическим следствием этих предположений, но сами предположения
являются произвольными, в лучшем случае удобным домыслом. Математик может
отвергнуть классические постулаты, один или сразу все, и заменить их на новый
набор предположений. В частности, он может взять новые элементы: полосу и площадь, общую для двух полос, и, назвав эти элементы
линиями и точками, построить новую геометрию, полностью отличающуюся от
классического учения, но такую же непротиворечивую и, возможно, такую же
плодотворную.
Но с практической точки зрения физика или инженера, не все такие
системы являются в равной степени приемлемыми. Человеку практики требуется
хотя бы видимость реальности. Он всегда работает с конкретными объектами и
поэтому рассматривает математические термины не как символы или измышления, а
как образ реальности. Система, приемлемая для математика в силу своей
непротиворечивости, может показаться практику полной «противоречий», так как
она не в полной мере отражает реальный мир.
Может показаться странным, но именно практиков в значительной степени
касаются «Аргументы», подвергающие критике обоснованность применения математики
к физической реальности. К счастью, практики редко интересуются «Аргументами».
Историческую
важность «Аргументов» Зенона переоценить невозможно. Хотя бы потому, что они
заставили греков сформировать новое отношение к понятию времени.
Что, по сути, говорит Зенон в своем первом аргументе? Бегущий
человек, прежде чем достигнет своей цели, должен достичь середины пути, и на
это потребуется конечное время. Также он должен сначала достичь
половины оставшегося, и на это также потребуется конечное время. Теперь то, что было сказано раньше, всегда можно
повторить.
Перемещение бегуна по беговой дорожке состоит из бесконечного количество
отрезков, и на преодоление каждого из них требуется конечное время. Но сумма бесконечного количества
конечных интервалов бесконечна. Значит бегун никогда не достигнет своей цели.
Вот что говорит Аристотель по поводу первого
аргумента:
«Время и пространство можно разделить на одни и те же, равные между
собой промежутки. Поэтому ошибочно рассуждение Зенона, в котором
предполагается, что невозможно пройти бесконечное множество предметов или
коснуться каждого из них в конечное время. Ведь длина и время и вообще все
непрерывное называются бесконечными в двояком смысле: или в отношении деления,
или'в отношении количества. И вот, бесконечного в количественном отношении
нельзя коснуться в конечное время, а бесконечного в отношении деления — можно,
так как само время бесконечно именно в таком смысле».
Таким образом, конечный вывод из первых двух аргументов (второй
аргумент — это просто остроумный пересказ первого) заключается в том, что
нельзя говорить о дихотомии
пространства,
не допуская вместе с тем дихотомию времени. Но именно это понять очень сложно! Делимость прямой представить себе
легко: мы можем без труда реализовать это, разрезая палку или размечая
прямую. Но «разметка времени» — это просто оборот речи: время - это то, над чем
мы не можем экспериментировать; оно либо все в прошлом, либо все в будущем.
Разделение времени на интервалы — просто действие разума греков, как и действие
нашего разума.
Придание времени свойства бесконечной делимости эквивалентно
представлению времени в виде геометрической прямой, отождествлению длительности и протяженности. Это первый шаг к геометризации механики. Таким образом, первый аргумент Зенона
направлен против принципа, на котором построен четырехмерный мир современной
теории относительности.
Настоящий удар наносят последние два аргумента, как будто Зенон
предвидел способ защиты своих оппонентов и подготовился к нему. Четвертый
аргумент, касающийся самой сути проблемы относительности, сейчас мы обсуждать
не будем. Именно третий аргумент убедительно демонстрирует зияющую пропасть
между движением, воспринимаемым нашими чувствами, и математическим вымыслом,
скрывающимся под тем же названием.
Послушаем,
какие контрдоказательства приводит сам Зенон:
«Вы говорите, что раз пространство состоит из
бесконечности соприкасающихся точек, то и время — это просто бесконечная
совокупность соприкасающихся моментов. Прекрасно! Теперь рассмотрим стрелу в
полете. В каждый момент времени ее конец занимает определенную точку на ее
пути. Но раз она занимает
это положение,
значит, он должен находиться
в покое в этом положении.
Как некоторая точка может быть неподвижной и находиться в движении
одновременно?» '
Математик устраняет этот аргумент волевым решением. Движение? Ну и
что, движение — это просто соответствие между положением и временем. Такое
соответствие между переменными он называет функцией. Закон движения не что иное, как просто
функция, которая является прототипом всех непрерывных функций. Ничем, по существу, не отличается случай,
когда у нас есть цилиндр, наполненный газом и снабженный поршнем, который может
свободно скользить внутри цилиндра. Каждому возможному положению поршня
соответствует определенное давление внутри цилиндра. Чтобы получить значение
давления, соответствующее какому-то положению, мы можем остановить поршень в
этом положении и измерить давление.
Но точно ли это полная аналогия с движущимся телом? Можем ли мы
остановить его в любой момент, не уничтожая само движение, которое мы
наблюдаем? Конечно, нет! Что тогда мы подразумеваем под движущимся телом, занимающим определенное
положение в определенный момент времени? Мы подразумеваем, что, хотя мы не можем
представить себе физический способ остановить стрелу в полете, не прервав при
этом сам полет, ничто не запрещает нам сделать это с помощью действия разума. Но единственная реальность, скрывающаяся за
этим действием разума, заключается в том, что можно вообразить другую стрелу как неподвижную в этой точке и в этот
момент времени.
Математическое движение — это ничего более как бесконечная
последовательность состояний покоя, то есть математика сводит динамику к
разделу статики. Принцип, с помощью которого можно выполнить этот переход,
впервые был сформулирован д’Аламбе- ром в восемнадцатом веке. Отождествление
движения с последовательностью смежных состояний покоя, в каждом из которых
движущееся тело находится в равновесии, на первый взгляд кажется абсурдным. Но
движение, состоящее из состояний неподвижности, не более и не менее абсурдно, чем отрезок,
состоящий из точек, не
имеющих длины,
или время, состоящее из моментов, лишенных длительности.
Значит, эта абстракция даже не каркас реального движения,
воспринимаемого нашими чувствами. Когда мы видим летящиймяч, мы воспринимаем
движение в целом, а не как последовательность бесконечно малых рывков. Но
математическая прямая также не является истинным или хотя бы подходящим
представлением проволоки. Человека так долго приучали использовать эти
вымыслы, что он предпочитает заменять ими подлинные явления.
Последующее развитие греческой науки ясно показывает, насколько
сильным было влияние кризиса, вызванного «Аргументами» Зенона, на
математическую мысль греков.
С одной стороны, этот кризис ознаменовал начало эры софистики. Это
была естественная реакция на безыскусное пустословие пифагорейцев,
представлявшее собой странную смесь математических идей с религиозными
лозунгами и неопределенными метафизическими рассуждениями. Какой резкий
контраст с ними составляет чеканная строгость изложения в книге Евклида «Элементы»,
которая и в наши дни является эталоном в математических дисциплинах.
С другой стороны, «Аргументы» посеяли в умах греческих геометров
страх бесконечности (horror
infiniti), который
частично парализовал их созидательное воображение. Бесконечное было под
запретом, его следовало остерегаться во что бы то ни стало; а если уж избежать
его не удалось, маскировать рассуждениями от противного и тому подобными. В таких условиях не только
было невозможно создать позитивную теорию бесконечного, но даже и развитие
бесконечных процессов, которое достигло некоторых успехов во времена,
предшествовавшие Платону, было приостановлено.
В Древней
Греции мы обнаруживаем сочетание самых благоприятных обстоятельств: ряд
гениальных математиков, таких как Евдокс, Аристарх, Евклид, Архимед, Аполлоний,
Диофант, Папп; замечательные традиции, которые поощряли созидательные усилия и
теоретическую мысль и в то же время поддерживали критический дух,
предохранявший исследователей от подвохов честолюбивого воображения; и
наконец, социальная структура, наиболее благоприятная для развития праздного
класса, обеспечивавшая постоянный приток мыслителей, которые могли посвятить
себя поиску новых идей, не принимая во внимание непосредственную полезность.
Действительно, такого стечения обстоятельств не превзойти, пожалуй, и в наши
дни. Да, но греческие математики остановились на полуслове в алгебре несмотря
на Диофанта; остановились в аналитической геометрии несмотря на Апполония; не
продвинулись далеко в анализе бесконечно малых несмотря на Архимеда. Я уже
показывал, как отсутствие символьной записи мешало развитию греческой
математики. Страх бесконечности был почти в такой же степени сдерживающим
фактором.
В методе
исчерпывания,
разработанном Архимедом, присутствовали все элементы, существенные для анализа
бесконечно малых. Что касается современного анализа, то это не что иное, как
теория бесконечных процессов, в основе которых лежит понятие предела. Точную формулировку этого понятия я оставляю
до следующей главы. Здесь же достаточно сказать, что идея предела,
предложенная Архимедом, совпадала с идеей, использованной для развития
математического анализа Ньютоном и Лейбницем; и эта идея оставалась
практически в неизменном виде до времен Кантора и Вейерштрасса. В самом деле, исчисление пределов основано на том рассуждении, что две величины
стремятся к равенству, если разность между ними может быть сколь угодно малой.
И именно эта идея лежит в основе метода исчерпывания.
Более того,
этот принцип обеспечивает практический метод для определения предела,
заключающийся в ограничении переменной величины сверху и снизу двумя другими
переменными, так что она оказывается как бы зажатой в тиски. Так, например, в
случае длины окружности, о котором я уже говорил, Архимед «зажимал» длину
окружности двумя последовательностями правильных многоугольников со все
увеличивающимся количеством сторон, из которых одну последовательность
составляли вписанные в окружность многоугольники, а другую — описанные вокруг
нее. И, как уже было сказано ранее, с помощью этого метода ему удалось
показать, что число заключено между значениями и . Также при помощи этого метода он рассчитал,
что площадь под дугой параболы равна двум третям площади прямоугольника с такой
же шириной и высотой. Эта задача была предшественницей современного
интегрального исчисления.
Да, по справедливости следует сказать, что Архимед был основателем
анализа бесконечно малых величин. По сравнению с интегральным исчислением
восемнадцатого века методу исчерпывания не хватало соответствующих символьных
обозначений, а также позитивного — или я бы даже сказал наивного — отношения к
бесконечности. Никто из греков не последовал за Архимедом, и возможность
исследовать богатые территории, открытые великим мастером, была оставлена
другой эпохе. Когда после
тысячелетнего оцепенения европейская мысль стряхнула усыпляющее влияние, столь
мастерски насаждавшееся отцами Церкви, вопрос о бесконечности стал одним из
первых, на которые вновь было обращено внимание.
Однако для этого оживления характерно полное отсутствие критической
строгости, присущей древним грекам несмотря на то, что математики эпохи
Возрождения почти во всем опирались на греческие источники. Развитие неточных
приближенных методов, введенных Кеплером и Кавальери, были продолжено, разве
что с претензией на большую точность, Ньютоном и Лейбницем, а также Валлисом,
придумавшим обозначение для бесконечности, братьями Бернулли, Эйлером и
д’Аламбером.
Они обращались с бесконечно малыми величинами как с константами или
как с переменными в зависимости от требований конкретной задачи; они как попало
манипулировали бесконечными последовательностями и жонглировали пределами; к
расходящимся последовательностям они относились, как если бы те удовлетворяли
всем критериям сходимости. Свои понятия они определяли нечетко, методы
использовали произвольно, а логике их аргументов приходилось подчиняться
велениям интуиции. Короче говоря, они нарушали все законы строгости и математических
приличий.
Настоящий шабаш, который последовал за введением бесконечно малых
величин или, как их тогда называли, шЛ'ушМш, был вполне естественной реакцией. Интуицию
слишком долго держали взаперти строгие ограничения греков. Теперь она вырвалась
на свободу, и не было Евклида, чтобы сдержать ее романтический полет.
Можно разглядеть и еще одну причину. Необходимо помнить, что все
блистательные умы того времени выросли на доктрине схоластики. «Дайте нам
ребенка в возрасте до восьми лет, — гласит изречение иезуитов, - и его будущее
само позаботится о себе». (То есть после этого ребенок останется иезуитом до
конца своих дней. — Прим.
пер.) Кеплер с
неохотой начал заниматься астрономией после того, как его надежды стать
духовным лицом провалились; Паскаль оставил математику, чтобы стать религиозным
отшельником; Декарт обуздывал свою симпатию к Галилею верой в авторитет Церкви;
Ньютон в перерывах между работой над своими шедеврами писал трактаты по
теологии; Лейбниц мечтал о таких структурах чисел, которые сделали бы мир
безопасным для христианства. Для умов, воспитанных на логике рассуждений о
Таинстве, Искуплении, Троице и Пресуществлении, обоснованность бесконечных
процессов была действительно ерундой.
Здесь можно привести достаточно задержавшееся возражение епископа
Беркли, который спустя четверть века после обнародования Ньютоном своей
эпохальной работы об исчислении бесконечно малых написал трактат, озаглавленный
«Аналитик, или рассуждение, адресованное к неверующему математику». В ответ на
соображение, что в религии слишком многое основано на вере, епископ возражал,
указывая, что предпосылки в математике покоятся не на более прочном
фундаменте. С неподражаемым искусством и юмором он подверг доктрину бесконечно
малых величин тщательному анализу и выявил множество неточных аргументов,
неясных формулировок и вопиющих противоречий. Среди прочего он также говорит о
терминах «флюксия» и «разность»; и именно против них направляет острие своего
блестящего ирландского остроумия: «Тому, кто в состоянии переварить вторую или
третью флюксию, второй или третий дифференциал, не следовало бы привередничать
в отношении какого-либо положения в вопросах религиозных». (Имеется в виду
насмешливое высказывание Эдмунда Галлея, чьим именем названа комета, о
«непостижимых доктринах христианства», которых придерживался Беркли. - Прим. пер.)
«Флюксии»
Ньютона и «разности» Лейбница в наши дни называются производная и дифференциал. Эти принципиальные понятия математических
дисциплин вместе с аналитической геометрией развились в дифференциальное и интегральное исчисление и стали мощной движущей силой в становлении
прикладных наук. Декарту мы обязаны созданием аналитической геометрии, а споры
по поводу того, кто же, Ньютон или Лейбниц, первым придумал математический
анализ, продолжались в течение всего восемнадцатого века и не вполне разрешены
даже сейчас. А между тем, можно обнаружить, что принципы обеих дисциплин ясно
очерчены в письме, которое Ферма адресовал Робервалю, датированном 22 октября
1636 года, за год до появления «Геометрии» Декарта и за 68 лет до публикации
«Принципов» Ньютона. Если бы не странная склонность Ферма не публиковать
результаты своих исследований, то честь создания и аналитической геометрии, и
математического анализа принадлежала бы этому Архимеду эпохи Возрождения и
математический мир был бы избавлен от столетнего унижения грязных споров.
Суть принципов Ньютона можно проиллюстрировать на примере движения,
которое, кстати, было первым субъектом применения дифференциального
исчисления. Рассмотрим частицу, движущуюся по прямой линии. Если за равные
промежутки времени частица проходит равные расстояния, то говорят, что частица
движется равномерно, а расстояние, которое она проходит за единицу
времени, например за секунду, называют скоростью этого равномерногй движения. Предположим
теперь, что расстояния, которые частица проходит в равные промежутки времени,
не равны, т.е. движение не является равномерным. Тогда скорость в том смысле, в котором мы
только что использовали это слово, не определена. Но мы можем разделить весь
путь, пройденный за определенный промежуток времени, на величину этого промежутка
и назвать это отношение средней скоростью. Именно это отношение Ньютон назвал бы первоначальным отношением. Однако очевидно, что это
значение зависит длины рассматриваемого интервала. Тем не менее можно
заметить, что чем меньше интервал, тем больше значение скорости приблизится к
какому- то определенному фиксированному значению... Мы получили пример последовательности, в которой с увеличением номеров элементов
разность между двумя последующими элементами непрерывно уменьшается и в конце
концов два соседних элемента становятся неотличимыми. Давайте теперь представим
себе (и такое представление подтверждается нашим интуитивным понятием о непрерывности пространства и времени), что мы продолжаем уменьшение интервала
времени бесконечно. Тогда, согласно Ньютону, наиболее отдаленный
член этой последовательности (Ньютон его называл ultima ratio — последнее отношение) представляет собой скорость в точке начала интервала.
Сегодня мы говорим, что по определению скорость движущейся точки в любой момент
времени - это предельное значение средней скорости, когда интервал времени, на
котором средняя скорость вычисляется, уменьшается бесконечно (т.е. стремится к
нулю). Во времена Ньютона формулировки были не столь точны.
Эти последние отношения Ньютон и называл флюксиями. Флюксия выражала скорость изменения переменной
величины, такой как длина, площадь, объем, давление и т.д. Переменныевеличины
Ньютон называл fluent. Жаль, что эти выразительные названия не
сохранились, а вместо них появились нейтральные термины производная и функция. На латыни fluere означает течь; fluent - текущий, a fluxion - скорость течения.
Теория Ньютона имеет дело с непрерывными величинами, в ней также
постулируется бесконечная делимость пространства и времени; в ней говорится о
потоке и поток рассматривается как последовательность мгновенных рывков.
Вследствие этого теория флюксий была открыта для всей той критики, аргументы
которой две тысячи лет назад были высказаны Зеноном. И вековая вражда между
«реалистами», которые хотели, чтобы математика шла на уступки грубой
реальности человеческих чувств, и «идеалистами», настойчиво требовавшими, чтобы
реальность приспосабливалась к велениям разума, готова была возобновиться.
Нужен был только новый Зенон, и Зенон появился в странном облике англиканского
священнослужителя. Но предоставим слово Джорджу Беркли, позднее ставшему
епископом в Клойне:
«Однако подобно тому как наши чувства напрягаются и ставятся в
затруднительное положение при восприятии крайне малых объектов, воображение
(способность, производная от чувств) напрягается в еще большей степени и
попадает в еще более затруднительное положение, пытаясь выработать четкое
представление о мельчайших частицах времени или мельчайших приращениях,
образованных за эти мельчайшие промежутки времени; и в гораздо большей степени
ему приходится трудно, когда оно пытается постичь «моменты», или упомянутые
приращения флюент, находящиеся в statu nascendi (в момент возникновения), в
самом начале их образования или в начале существования, прежде чем те
становятся конечными частицами. Вероятно, еще более трудно представить себе
абстрагированные скорости подобных зарождающихся несовершенных величин. Однако,
если я не ошибаюсь, скорости скоростей, вторые, третьи, четвертые, пятые и
т.д. скорости вообще находятся за пределами всего человеческого понимания. Чем
больше ум анализирует и развивает эти неуловимые идеи, тем больше он теряется
и заходит в тупик; предметы, вначале мелькающие и крошечные, вскоре вообще
исчезают из поля зрения. В каком бы смысле ни употреблять слова, вторая или
третья флюксия, безусловно, представляются тайной, покрытой мраком. Начальная
скорость начальной скорости, зарождающееся приращение зарождающегося
приращения, т.е. вещи не обладающие никаким значением, — рассмотрите это в
каком угодно свете и, если я не ошибаюсь, вы обнаружите, что составить об этом
ясное понятие невозможно...
Великий автор метода флюксий чувствовал эту трудность и поэтому
пустился во все эти изящные абстракции геометрической метафизики, без которых, как он понимал,
ничего нельзя сделать на основе общепринятых принципов... Правда, надо признать,
что он использовал флюксии подобно лесам, использующимся при строительстве
здания, которые нужно было отбросить в сторону или от которых нужно было
избавиться, когда уже было найдено, что конечные линии пропорциональны этим
флюксиям... А что такое эти флюксии? Скорости исчезающих приращений. А что
такое эти самые исчезающие приращения? Они не есть ни конечные величины, ни
величины бесконечно малые, но они и не нули. Разве мы не имеем права назвать их
призраками исчезнувших величин?..
И с тем чтобы вы более ясно могли понять силу и направленность
изложенных выше замечаний и развить их еще дальше в своих собственных
размышлениях, я ставлю в заключение следующие вопросы...
Вопрос 64.
Разве математики, столь чувствительные в вопросах религии, строго скрупулезны
в своей собственной науке? Разве они не подчиняются авторитету, не принимают
вещи на веру и не верят непостижимому? Разве у них нет своих собственных
непостижимых тайн и, более того, своих непоследовательностей и противоречий?»
(Джордж Беркли. Сочинения.
Перевод Е. С. Лагутина)
Что же
вышло из всех этих остроумных разглагольствований Беркли? Обрушившись с
критикой на несоответствие и непоследовательность математической терминологии,
он оказал математике реальную услугу. В последующие десятилетия произошли
значительные изменения. Такие термины, как первоначальный и последний,
возникающий и рождающийся, текущий и флюксия, были изгнаны из употребления. Неделимые превратились в бесконечно малые величины, название, сохранившееся до наших дней;
бесконечно малая величина теперь стала просто переменной величиной, которая в
пределе стремится к нулю. Медленно, но верно центральная идея предела стала
доминирующей.
Если бы
епископ Беркли появился через пятьдесят лет после написания «Аналитик!»> он
не узнал бы ребенка, которого ругал, настолько благопристойным тот стал. Но был
бы он удовлетворен? Кто угодно, только не Беркли! Острый глаз проницательного
епископа тотчас заметил бы те же проступающие родимые пятна. То, против чего он
возражал, было не столько недостаточной выразительностью языка (хотя это также
составляло часть его критики), но скорее тем, на что указывал Зенон, а именно
несостоятельностью нового метода в удовлетворении нашего интуитивного
предсталения о непрерывном как о чем-то сплошном, неделимом, о чем-то не
имеющем из частей, потому что любая попытка разделить его на части приведет к
разрушению самого анализируемо!» свойства.
И если бы
мы напрягли воображение еще больше и представили епископа, появившегося в наше
время, то мы услышали бы от него те же самые возражения, те же самые
уничтожающие обвинения. Но в нашем времени, к его удивлению и радости, он нашел
бы в лагере противников мощную группировку тех, кто не только защищает его взгляды, но и приветствует его как первооткрывателя.
Но об этом позже.
Между тем анализ продолжал развиваться, не обращая внимания на
предостережния критиков, постепенно выдвигался на первое место, завоельзая
новые области. Сначала геометрия и механика, затем оптика, акустика,
распространение тепла и термодинамика, электричство и магнетизм и, наконец,
законы Хаоса попали под его неюсредственно правление.
Говорит Лаплас:
«Мы можем предствить себе настоящее состояние вселенной как следствие
ее проидого и причину ее будущего. Ум, которому были бы известны да какого-либо
данного момента все силы, одушевляющие природа, и относительное положение всех
ее составных частей, если 5ы вдобавок он оказался достаточно обширным, чтобы
подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движени величайших тел
вселенной наравне с движениями мельчай них атомов; для такого ума не осталось
бы ничего, что было бы дв него недостоверным, и будущее, так же как и
прошедшее, прятало бы перед его взором».
И эта замечательная структура была создана
математиками нескольких следующих столетий, которые не задумывались всерьез о
фундаменте, на котором она покоится. Разве не удивительно, что несмотря на все
произвольные рассуждения, смутные идеи и необоснованные обобщения было
совершено так мало серьезных ошибок? «Шагайте вперед, и вера к вам придет»- воодушевляющий
девиз д’Аламбера, с помощью которого он поддерживал мужество сомневающихся. И
вдохновленные его словами, они действительно продвигались вперед,
руководствуясь в своих блужданиях чем-то вроде слепой веры в обоснованность
бесконечных процессов.
Затем наступил период критики: Абель и Якоби,
Гаусс, Коши и Вейерштрасс и, наконец, Дедекинд и Кантор подвергли всю структуру
тщательному анализу, устраняя неясности и двусмысленности. И что же стало
конечным результатом этой реконструкции? Да, они признали негодной логику первооткрывателей, но полностью отстояли
их веру.
Важность бесконечных процессов для практических нужд технической
цивилизации едва ли можно переоценить. Практически все приложения арифметики в
геометрии, механике, физике и даже в статистике прямо или косвенно связаны с
бесконечными процессами. Косвенно, из-за широкого использования в этих науках
иррациональных и трансцендентных чисел; прямо, потому что большинство фундаментальных
понятий этих наук невозможно было бы сколько-нибудь точно определить без этих
процессов. Изгоните бесконечные процессы, и математика, как чистая, так и
прикладная, вернется к тому же состоянию, в котором она была до Пифагора.
Наши представления о длине дуги кривой могут послужить отличной
иллюстрацией. При этом физическое представление основывается на том, что кривая
представляет собой изогнутую проволоку. Мы воображаем, что выпрямили проволоку, не растягивая ее; тогда длина отрезка прямой будет служить
мерой длины дуги. Но что мы подразумеваем по словами не растягивая ее? Мы подразумеваем выпрямление без
изменения длины. А это означает, что мы уже знаем кое-что о длине этой дуги.
Такая формулировка - это очевидный реШю рппари — круг в доказательстве - и не может служить
математическим определением.
Альтернативой
является вписывание в дугу последовательности прямолинейных контуров,
представляющих собой фрагменты правильных многоугольников с увеличивающимся
количеством сторон. Такая последовательность контуров стремится к пределу, и
длина дуги определяется как предел последовательности.
И то, что верно для понятая длины, справедливо
и для площадей, объемов, масс, импульсов, давлений, сил, нагрузок и деформаций,
скоростей, ускорений и т.д. и т.д. Все эти понятия родились в «линейном» и «рациональном» мире, где ничего не занимало места и при
этом было прямолинейным, плоским и однородным. Или нам придется отказаться от
этих элементарных рациональных понятий, что будет означать настоящий переворот,
поскольку эти понятия слишком глубоко укоренились в нашем мозгу; или же мы
должны приспособить рациональные понятия кмиру, который не является ни
прямолинейным, ни плоским, ни однородным. *
Но как можно плоское, прямое и однородное приспособить к тому, что
является его полной противоположностью: к наклонному, изогнутому и
неоднородному? Естественно, за конечное количество шагов это сделать
невозможно! Чудо может совершить только волшебная бесконечность. Если мы решим придерживаться элементарных рациональных
понятий, у нас не будет другой альтернативы, кроме как считать «изогнутый» мир
реальности наших чувств самым последним в бесконечной последовательности плоских миров, который существует только в нашем
воображении.
Чудо
состоит в том, что это работает!
Комментариев нет:
Отправить комментарий